Материалы и вопросы по буддийской логике

Вопросы к онлайн занятию 20 февраля.  Тема: Силлогизмы

1. Вспомните изученный материал: классификацию феноменов, анализ соотношения феноменов, признаки достоверного силлогизма.
2. Составьте несколько достоверных силлогизмов (из обычной жизни, примеры из Дхармы пока не рассматриваем). Постарайтесь составить силлогизмы на разные типы логического признака: по однородности, по результату и по не наблюдению.
3. Составьте несколько силлогизмов, в которых отсутствует один или все три признака достоверного силлогизма.

силлогизмы

Виды правильных логических оснований (признаков)

 

Архив проведённых занятий:

«Классификация феноменов»

1. Сформулируйте собственные цели изучения темы «Буддийская логика».
2. Дайте определение феномена.
3. Какие есть категории феноменов? Нарисуйте схему классификации. Дайте определения названным типам феноменов.
4. Дайте определение сознания и материи
5. Объясните, что значит явный феномен, скрытый феномен и весьма скрытый.
6. Приведите три примера феноменов отрицания из жизни — не тех, которые формулируются как отрицание (отсутствие рогов на голове и прочее), а тех, которые обычно воспринимаются нами как нечто вполне утвердительно существующее.
7. Определите, к какому классу феноменов относятся: огурец, лень, динозавр.

«Соотношение феноменов»

1. Опишите словами и нарисуйте графические схемы всех возможных вариантов соотношения феноменов.
2. Придумайте по одному собственному примеру соотношений «тождество», «противоречие», «три альтернативы», «четыре альтернативы» из обычной жизни. Ответы должны быть аргументированы и не должны повторять примеры, приведенные в тексте.

классификация феноменов

Логика_глоссарий

Характеристики ума

Сравнительный анализ феноменов

Соотношение феноменов_фрагмент из книги_БАЙКАЛ 2008

1. В чём вы видите для себя пользу от изучения техники диспута? Почему самостоятельное изучение темы может быть не настолько эффективно?

А. Берзин, Введение в теорию познания и дебаты

Тема «Введение в теорию познания»:

1. Перечислите пять или семь уровней (способов) познания от недостоверного к достоверному. Зачем нам в обычной жизни знать и уметь различать эти уровни? Приведите пример, когда незнание свей стадии познания в отношении какого-либо объекта привело к проблемам.
2. Объясните разницу между концептуальным и прямым познанием.
3. Какие типы феноменов (утверждения, отрицания, форма, сознание, неотносимый составной фактор) могут быть познаны прямым, а какие — концептуальным познанием?

Берзин_Способы познания

Концептуальное и прямое познание (отрывок из Ум и пустота)

1. Объясните, что такое силлогизм.
2. Составьте два-три силлогизма и покажите в них три составляющих: исследуемое, вывод и логический довод (А, В и С).
3. Что делает силлогизм достоверным?