Материалы и вопросы по буддийской логике

Вопросы к занятию 24 января. Тема «Введение в теорию познания и дебаты»:

1. В чём вы видите для себя пользу от изучения техники диспута? Почему самостоятельное изучение темы может быть не настолько эффективно?
2. Перечислите пять или семь уровней (способов) познания от недостоверного к достоверному. Зачем нам в обычной жизни знать и уметь различать эти уровни? Приведите пример, когда незнание свей стадии познания в отношении какого-либо объекта привело к проблемам.
3. Объясните разницу между концептуальным и прямым познанием.
4. Какие типы феноменов (утверждения, отрицания, форма, сознание, неотносимый составной фактор) могут быть познаны прямым, а какие — концептуальным познанием?

А. Берзин, Введение в теорию познания и дебаты

Берзин_Способы познания

Концептуальное и прямое познание (отрывок из Ум и пустота)

 

Архив проведённых занятий:

«Классификация феноменов»

1. Сформулируйте собственные цели изучения темы «Буддийская логика».
2. Дайте определение феномена.
3. Какие есть категории феноменов? Нарисуйте схему классификации. Дайте определения названным типам феноменов.
4. Дайте определение сознания и материи
5. Объясните, что значит явный феномен, скрытый феномен и весьма скрытый.
6. Приведите три примера феноменов отрицания из жизни — не тех, которые формулируются как отрицание (отсутствие рогов на голове и прочее), а тех, которые обычно воспринимаются нами как нечто вполне утвердительно существующее.
7. Определите, к какому классу феноменов относятся: огурец, лень, динозавр.

«Соотношение феноменов»

1. Опишите словами и нарисуйте графические схемы всех возможных вариантов соотношения феноменов.
2. Придумайте по одному собственному примеру соотношений «тождество», «противоречие», «три альтернативы», «четыре альтернативы» из обычной жизни. Ответы должны быть аргументированы и не должны повторять примеры, приведенные в тексте.

классификация феноменов

Логика_глоссарий

Характеристики ума

Сравнительный анализ феноменов

Соотношение феноменов_фрагмент из книги_БАЙКАЛ 2008