Вопросы к онлайн занятию 19 февраля. Тема: Карма
1. Перечислите 4 фактора (составляющих) кармы. Приведите пример кармы, где есть все четыре составляющие, и покажите каждую из них на этом примере.
2. Объясните своими словами, что значит позитивная и негативная карма. Как вы можете у себя определить, какую карму вы вероятно создали, позитивную или негативную?
3. Перечислите 10 негативных карм и дайте определение каждой из них.
Основной текст для изучения: Ламрим-1_Практика кармы до стр.40
Дополнительные материалы:
Сутра о законе кармы
Берзин — Исследуя карму сразу после 11 сентября 2001 года
Архив занятий
Тема: Карма
1. Опишите практический смысл изучения темы Карма.
2. Объясните значение терминов «карма» и «кармический отпечаток».
3. Перечислите 4 характеристики кармы и объясните их смысл.
4. Объясните разницу между ввергающей и завершающей кармой. Как связаны эти два вида кармы и три вида результата кармы (действительный результат, подобный причине и связанный с окружением)?
5. Перечислите 4 фактора (составляющих) кармы. Приведите пример кармы, где есть все четыре составляющие, и покажите каждую из них на этом примере.
Тема: Прибежище
2. Как каждое из этих преимуществ связано с принятием Прибежища в Трёх Драгоценностях?
1. Дайте определение термину вера. Каким образом развивается вера в Три Драгоценности?
2. Что значит, что Будда является достоверным объектом прибежища? Чем определяется достоверность любого объекта? Существуют ли объекты прибежища, являющиеся достоверными для всех и в любой ситуации?
3. Дайте определение термину «прибежище».
4. Для достижения целей 3х типов личности буддисты принимают прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Опишите, что будет являться объектами прибежища толстого человека, который хочет похудеть и стать спортивным? Покажите, какие функции выполняет каждый из этих объектов прибежища по аналогии с Тремя Драгоценностями.
1. Дайте определение терминам: Будда, Дхарма, Сангха.
2. Для чего нам три объекта Прибежища? Почему недостаточно принять Прибежище в одной из Драгоценностей?
1. Перечислите и кратко опишите четыре метода принятия Прибежища.
2. Дайте определение практике Дхармы. Можно ли заниматься практикой Дхармы, не имея Прибежища в Трёх Драгоценностях?
1. Перечислите обеты Прибежища. Кратко поясните смысл каждого обета.
Вопросы по теме «Логика»
1. Сформулируйте собственные цели изучения темы «Буддийская логика».
2. Дайте определение феномена.
1. Какие есть категории феноменов? Нарисуйте схему классификации. Дайте определения названным типам феноменов.
2. Дайте определение сознания и материи
3. Объясните, что значит явный феномен, скрытый феномен и весьма скрытый.
4. Приведите три примера феноменов отрицания из жизни — не тех, которые формулируются как отрицание (отсутствие рогов на голове и прочее), а тех, которые обычно воспринимаются нами как нечто вполне утвердительно существующее.
5. Определите, к какому классу феноменов относятся: огурец, лень, динозавр.
Вопросы по теме «Непостоянство и смерть»
1. Что понимается в буддизме под непостоянством? Приведите собственные (не из текстов) примеры тонкого и грубого непостоянства.
2. Что значит постоянство? Приведите пример реализации (опоры на) постоянство.
3. Перечислите по памяти пять недостатков от не размышления и пять преимуществ от размышления о непостоянстве и смерти.
4. Каким образом размышление о непостоянстве и смерти приводит к такому результату: «в момент смерти вы не будете чувствовать сожаление и умрете спокойно».
Берзин Неизменные и изменчивые явления
1. В чём вы видите недостатки опоры на непостоянные объекты?
2. Приведите 2-3 примера, когда вы воспринимали непостоянный феномен как постоянный. К каким проблемам в обычной жизни это приводит/может привести с вашей точки зрения? К каким проблемам в практике это приводит/может привести с вашей точки зрения?
3. Приведите 2-3 примера опоры на непостоянство. Будет ли человек, который опирается на непостоянство, строить долгосрочные планы? Как у себя определить, опираюсь я на постоянство или непостоянство в конкретной ситуации?
4. Каким образом смена опоры (концепция постоянства на концепцию непостоянства) может приблизить к счастью?
5. Вспомните определения грубого и тонкого непостоянства. К какому виду непостоянства относится смерть? Зачем в медитации на непостоянство и смерть объясняются эти два вида непостоянства?
6. Дайте определение понятию «привязанность». Покажите, каким образом опора на постоянство/непостоянство объекта влияет на силу привязанности к нему.
7. Перечислите 9 положений медитации на непостоянство и смерть. Как вы понимаете содержание каждого доказательства?
Беседа старца с юношей о природе НиС
Вопросы по теме «Драгоценная человеческая жизнь»
Основные материалы для изучения:
Геше Джампа Тинлей, ДЧЖ, Ламрим
Дополнительные материалы:
Геше Джампа Тинлей, ДЧЖ, Бодхичарья-аватара
Геше Джампа Тинлей, ДЧЖ, Лоджонг
Согьял Ринпоче, ДЧЖ, отрывок из Шесть миров
Книга «Драгоценное человеческое рождение. Свободы и возможности на пути к просветлению» Лама Сопа Ринпоче
1. Дайте определение Драгоценной человеческой жизни (ДЧЖ).
2. Назовите причины, по которым ДЧЖ, если она есть в полном объёме, может быть полностью утрачена.
3. Что является объектом отбрасывания в медитации на ценность, значимость, редкость ДЧЖ?
4. Почему человек будет чувствовать себя счастливым, если он реализовал тему ДЧЖ?
5. Перечислите 18 характеристик ДЧЖ и опишите каждую из них.
6. Предположите, какие причины и условия ведут к обретению каждого из благоприятных условий. Какие причины и условия приводят к обретению несвободных состояний?
7. Что вы понимаете под таким благоприятным условием как вера в Дхарму? Что в данном случае понимается под верой и что является объектом этой веры (Дхармой), чтобы это было благоприятным условием ДЧЖ?
1. Предположите, какие причины и условия ведут к обретению каждого из благоприятных условий.
2. Оцените соотношение причин свобод и несвободных состояний у себя в настоящее время.
3. Согласны ли вы с утверждением, что ДЧЖ может появляться и пропадать у одного человека в течение дня? Согласны ли вы с утверждением, что ДЧЖ может быть даже когда человек не практикует?
1. Чем определяется значимость любого объекта? В частности, чем определяется значимость драгоценной человеческой жизни (ДЧЖ)?
2. С какой целью даются примеры количества и причины в объяснении положения о редкости ДЧЖ?
3. Приведите реальные ситуации из своей жизни, в которых вы действовали с осознанием ДЧЖ. Подумайте, как памятование о ДЧЖ влияет на выбор того, что делать.
4. Закончите фразу, подобрав логический признак: «Размышление о ДЧЖ — одно из противоядий от привязанности к этой жизни и к сансаре в целом, потому что… »
1. Что значит «использовать ДЧЖ»? Как определить, когда я использую джч, а когда трачу впустую?
2. Какие мысли, желания, ценности могут «затмевать»/ «задвигать» использование ДЧЖ? По какой причине, на ваш взгляд, это может происходить?
3. Перечислите три вида лени, выделяемых в буддизме. Как связана медитация на ДЧЖ и эти виды лени?
4. Укажите воспринимаемый результат аналитической медитации на ценность, значимость, редкость ДЧЖ.
Для подготовки обратите особое внимание на главу «Противоядие от трех видов лени» — с.26 в тексте Геше Джампа Тинлей, ДЧЖ, Ламрим
Вопросы по теме «Страдания 6 миров сансары»
1. Предположите, каким должен быть результат изучения страдания в низших и высших мирах.
2. Перечислите шесть миров существование — шесть возможных перерождений, а также три сферы — местопребывания, по которым блуждает сознание. Как соотносятся эти шесть миров и три сферы?
3. Назовите ключевые характеристики каждого мира ада и мира голодных духов по схеме: основное омрачение, основное страдание страдания. Опишите два-три примера из своей жизни, когда вы могли наблюдать проявление ключевых характеристик данных миров сансары в своей жизни или в жизни других людей.
4. Назовите ключевые характеристики мира животных, людей, полубогов и богов по схеме: основное омрачение, основное страдание страдания. Опишите два-три примера из своей жизни, когда вы могли наблюдать проявление ключевых характеристик данных миров сансары в своей жизни или в жизни других людей.
5. Предложите один или несколько методов. Которые можно использовать для развития убеждённости в вероятности самому переродиться в нечеловеческих мирах. По каким критериям можно оценить для себя вероятность перерождения в низших мирах?
6. Если у вас есть или были трудности с тем, чтобы поверить в в существование других миров и возможность самому переродиться там, опишите, в чём эти трудности заключаются (заключались).
7. Назовите наиболее значимые для вас результаты изучения этой темы.
Основные материалы для изучения:
Ламрим-1_Страдания низших миров (20 стр)
Ламрим-2_Страдания высших миров (5 стр)
Дополнительные материалы: