Асанга

Асанга (также Арьясанга, санскр. Asaga, тиб. thogs med, букв. «Свободный от привязанностей») — выдающийся буддийский мыслитель, знаменитый многими трудами, фактический основатель философской школы Йогачара и один из основных теоретиков махаянистского буддизма в целом, живший по современным датировкам в 4 в.

Родился в стране Гандхара (в современном Афганистане или Пакистане) в семье брахмана и был старшим из трех братьев, младший из которых – известнейший философ Васубандху. Вначале принял монашеское посвящение в школе Муласарвастивада, но потом перешёл в Махаяну; некоторое время работал в знаменитой северо-восточной «буддийской академии» в Наланде, провёл много лет в медитации. Проповедовал учение своей школы во многих частях Индии, основал 25 монастырей. В дискуссиях со своим братом Васубандху убедил его в справедливости Махаяны, после чего тот также стал одним из столпов виджнянавады. Это произошло в их родной Пурушапуре или в столице Митхилы (Бихар) — Айодхье. Братья активно сотрудничали при дворе в Айодхье, и есть основания предполагать, что Асанга скончался в её пригороде на семьдесят пятом году жизни. Традиция считает, что он был приглашён на небеса Тушита, чтобы получить учение от Будды Майтреи, поэтому его книги носят имя Майтреи. По другим сведениям, егочителем был Майтрея-Натха.

Внес вклад и в развитие буддийской логики, высказавшись по поводу правил проведения диспутов.

Асанга написал много сочинений (не менее19 трудов), которые легли в основу Йогачары, в частности:

  • Абхидхарма-самуччая (Выжимки из Абхидхармы), краткий свод основных понятий абхидхармы, к которым добавлены определения новых категорий, преимущественно виджнянавадинских: «аккумулированное сознание» (алая-виджняна), «таковость» (Татхата), и три уровня реальности (трисвабхава).
  • Махаяна-самграха (Сумма учения великой колесницы), с объяснением понятия «аккумулированное сознание» (алая-виджняна) и Трёх Тел Будды Трикая.
  • Йогачара-бхуми-шастра (Трактат об уровнях йогической практики) — значимо для всей «практической философии» Махаяны благодаря развёрнутой трактовке идеала Бодхисаттвы.
  • «Махаяна-сутраланкара» (Украшение сутр большой колесницы) содержит учение о буддах и просветлении (бодхи).

Цитаты
«Человек, осознав, что тонет в бескрайнем море страданий, должен искать возможности, как выкарабкаться из этого моря. Размышляя над этим, он должен убедиться в необходимости знания истины об источнике возникновения Сансары. Поэтому эту истину проповедуют после истины страдания. Размышляя дальше, человек уясняет, что страдания в Круговороте Бытия есть результат его неблагих деяний и нравственного осквернения, основой которых является признание существования индивидуального «я». А чтобы преодолеть всё это, необходимо размышлять о прекращении причины страдания. Поэтому прекращение пишется после источника возникновения. Если человек познал истину страданий, он должен признать необходимость прекращения страданий. Для этого необходимо познание истинного Пути».

Обсуждение закрыто.